Медпомощь надевает электронную форму

1
декабря
2017

Терапевты смогут не только наблюдать пациентов, но и выдавать справки удаленно.

С 2018 года россияне получат законное право обратиться к терапевту дистанционно, заочно консультироваться у лечащего врача после постановки диагноза, а с 2019 года даже получать электронные рецепты и справки. Комитет Госдумы по охране здоровья рассмотрел вчера соответствующие поправки ко второму чтению законопроекта о телемедицине. Впрочем, по мнению IT-компаний и экспертов отрасли, в нынешней версии законопроект выглядит «недостаточно прогрессивно» и поставит будущих провайдеров телемедицинских услуг в очень жесткие условия.

Комитет Госдумы по охране здоровья вчера подготовил поправки ко второму чтению законопроекта о телемедицине (документ есть у “Ъ”). Второе и третье чтения законопроекта должны пройти на этой неделе.

Напомним, Госдума одобрила законодательное введение телемедицины в правовое поле в первом чтении в июне 2017 года (“Ъ” писал о проекте 11 мая). В нынешнем виде с учетом депутатских поправок документ разрешает врачам оказывать медпомощь пациентам путем проведения телемедицинских консультаций, консилиумов и дистанционного мониторинга. Если пациент обращается к врачу в формате телеконсультации впервые, то ему должны определить профильного врача и назначить время очной встречи. Только после встречи со специалистом, постановки диагноза и назначения лечения пациент может обращаться к нему с дополнительными вопросами уже в заочной форме. При необходимости лечащий врач пациента сможет выписать ему как обычный, так и электронный рецепт — в том числе и на препараты, содержащие наркотические или психотропные вещества,— или справку. Для идентификации врачи и пациенты могут использовать электронную подпись или авторизацию через портал госуслуг — в перспективе коммерческие поставщики телемедицинских услуг также смогут присоединиться к порталу. В целом закон должен вступить в силу с 1 января 2018 года, норма о выдаче рецептов в электронном виде заработает на год позже.

«Мы существенно детализировали основные положения закона, однако в случае его принятия мы будем тщательно следить за правоприменительной практикой»,— отметил глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов. По словам замминистра, статс-секретаря Минздрава Дмитрия Костенникова, ведомство и региональные власти занимаются информатизацией российских медучреждений с 2011 года — и в отдельных регионах эта задача уже решена полностью. «Поэтому телемедицина станет доступна россиянам в рамках ОМС, как только закон вступит в силу»,— отметил он.

Новая редакция закона уже вызвала критику игроков и экспертов отрасли — ранее Российская ассоциация электронных коммуникаций и Фонд развития интернет-инициатив уже предлагали свои предложения к проекту (подробнее см. “Ъ” от 13 июля). «Было бы целесообразно узаконить медицинскую помощь дистанционно как таковую — IT-отрасль динамично развивается, и нет смысла на уровне закона детально устанавливать все положения и случаи применения телемедицинских технологий»,— говорит директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Сейчас же, по ее словам, документ с учетом поправок предлагает, наоборот, крайне жесткую степень регулирования, разрешая только консультации и наблюдение за состоянием здоровья пациента непосредственно его лечащим врачом. Как отмечает источник “Ъ”, знакомый с ходом подготовки и обсуждения поправок, интеграция портала госуслуг «даже не будет рассматриваться» в ближайшие три года, что в итоге приведет к оттоку российского спроса на телемедицину за границу. «Последний вариант законопроекта о телемедицине мог бы быть значительно более прогрессивным — логика развития IT-отрасли потребует новых изменений в законодательство в ближайшие несколько лет»,— говорит руководитель проекта «Яндекс.Здоровье» Григорий Бакунов.

Ссылка на источник