Российские эксперты: Регулированием интернета занимаются все, кроме интернета

7
апреля
2017

Вопросы регулирования и самоуправления Сети в России обсудили участники серии дискуссий «Интернет и закон», организатором которой выступил ИД «Коммерсантъ». Выводы, сделанные в ходе общения бизнесменов и госчиновников, получились противоречивые. Представители бизнеса устали от государственного регулирования, но говорят, что кодексы этики соблюдают только лохи. Госслужащие считают, что бизнес выражает готовность к самоуправлению только под угрозой «топора государственного регулирования». И, как подытожил Матвей Алексеев, директор по внешним коммуникациям Rambler&Co, в России регулированием интернета занимаются все, кроме самого интернета.

Регулирование или самоуправление

Участники дискуссии вспомнили, с чего все начиналось. Заместитель губернатора Челябинской области Руслан Гаттаров, комментируя события прошлых лет, задал риторический вопрос: «2012 год, компания Google ходила в Государственную Думу, Совет Федерации и говорила: «Вы ничего не понимаете в Интернете, не лезьте туда! Это регулировать не надо! Мы, интернет-индустрия, сами все отрегулируем». Прошло пять лет. Что-то отрегулировано, кроме как законами?». Матвей Алексеев вспомнил 2010 год, когда появилась первая группа экспертов, которая занималась оценкой законопроектов о регулировании интернета, – тогда все специалисты интернет-индустрии пришли в ужас от глобального законопроекта сенатора Людмилы Нарусовой о Сети. По его мнению, «проблема в том, что в регулировании прав и взаимодействия субъектов в сети Интернет занимается кто ни попадя, даже сейчас. Мы – эксперты, другие не поймут. Есть дилетанты, а есть эксперты. Этим должны заниматься эксперты, а государство – ставить задачу. Когда эксперты работают над решением задачи, – это везде самый эффективный вариант взаимодействия».
Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований интернета, в свою очередь, вспомнила, что писался кодекс профессиональной деятельности в сети Интернет и различные рамочные соглашения внутри индустрии. «Работать-то, может, оно и работало бы, если бы государство это поддержало. Но государство говорит – нет, давайте мы лучше закон федеральный примем». Также она напомнила о скрытых интересах в российских законах: «Законы, которые пишутся, не преследуют интересы защиты детей, защиты от терроризма – они преследуют, прежде всего, цели по развитию чьего-то бизнеса либо по рейдерскому захвату какого-то бизнеса».

Читать статью целиком