<<Почти два с половиной года потребовалось на разработку законопроекта, призванного запретить использование технологий анонимного доступа в интернет для просмотра заблокированных сайтов. Внесенный в Госдуму законопроект требует от владельцев прокси-сервисов, анонимайзеров и VPN не позволять клиентам заходить на эти ресурсы, а также сообщать властям РФ о своих собственниках. Интернет-компании считают такое регулирование избыточным.>>
Тему досудебной блокировки анонимайзеров, позволяющих заходить на запрещенные сайты, одним из первых поднял глава комитета Госдумы по информполитике Леонид Левин в начале 2015 года, хотя еще в конце 2014 года руководитель Роскомнадзора Александр Жаров не считал это целесообразным.
«Более 95% интернет-пользователей не пользуются прокси-серверами, VPN и Tor»,— говорил Александр Жаров. «Вопрос не в том, сколько пользуются, а что есть технические возможности, которые позволяют иметь доступ к запрещенной в РФ информации»,— подчеркивает господин Левин. По его словам, в разработке законопроекта участвовали Ассоциация продюсеров кино и телевидения, отраслевые эксперты, контентные и телекоммуникационные компании, Роскомнадзор. В Минкомсвязи эти поправки пока не видели, сообщил «Ъ» замглавы министерства Алексей Волин.
Принятие законопроекта открывает путь «к полному и окончательному лишению населения России конституционных прав», уверена директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. «Вместе с этим логичным шагом был бы запрет логики (которая уже не является обязательным предметом) и части разделов математики, программирования, еще большее упрощение тестов по ЕГЭ и, конечно же, запрет на использование занавесок в квартире. Но тогда не надо говорить о развитии цифровой экономики. Ее некому будет развивать»,— категорична она.
Подробно о том, что предлагают депутаты разбиралась Мария Лаценская в статье на vc.ru
Авторы документа — бывший директор сибирского филиала «Ростелекома» Максим Кудрявцев от «Единой России», экс-сотрудник ФСБ Николай Рыжак от «Справедливой России» и Александр Ющенко от КПРФ.
В пояснительной записке к законопроекту депутаты указывают, что имеющийся сейчас механизм ограничения доступа к сайтам неэффективен.
По мнению парламентариев, это связано с возможностью обнаружить ссылки на заблокированные сайты в поисковой выдаче, а также с использованием технологий направления трафика российских пользователей через зарубежные серверы.
В законопроекте предлагается обязать Роскомнадзор осуществлять мониторинг решений, которые могут использоваться для обхода блокировок — анонимайзеров и VPN-сервисов.
Ведомству придется отслеживать хостинг-провайдеров, которые предоставляют услуги сайтам-анонимайзерам и площадкам, позволяющим скачать VPN-сервисы. Депутаты предлагают такую схему для ведомства:
Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и сооснователь Института исследований интернета Карен Казарян указывает, если компания-хостинг зарегистрирована за рубежом, она может проигнорировать запрос Роскомнадзора.
Механизм блокировок программ, предоставляющих доступ к запрещенным сайтам, также в законопроекте не поясняется. Казарян уверен, что, например, TOR и его аналоги не могут быть заблокированы.
В апреле 2017 года «Ведомости» писали о попытке Роскомнадзора договориться с VPN-сервисами о блокировке запрещённых в России сайтов. В частности, ведомство обратилось к проекту HideMy.name (бывший HideMe.ru) с просьбой проверить «техническую возможность» ограничения доступа к сайтам, которые находятся в «черном списке».
В январе 2017 года HideMe.ru был заблокирован из-за наличия на главной странице строки ввода для посещения любого сайта. Несмотря на то, что сервис устранил нарушение, Роскомнадзор не спешил снимать блокировку и просил ввести запрет на посещение через VPN заблокированных в России сайтов.
Тогда пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский в разговоре с «Ведомостями» сказал, что для решения вопросов с анонимайзерами нужно отдельное регулирование.
Мнения о инициативе
Один из авторов законопроекта — Максим Кудрявцев — пояснил «Новой газете», что документ не предполагает запрета анонимайзеров и VPN-сервисов в России.
<<Мы никакие сервисы блокировать не будем. Мы настаиваем на более интенсивном и качественном исполнении законопроекта, мы закрываем дополнительные каналы выхода.>> — Максим Кудрявцев, депутат «Единой России»
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев назвал законопроект в беседе с РБК «безумием».
<<Всё это идет вразрез со здравым смыслом. В законопроекте говорится о технологиях, которые позволяют обходить блокировку. В первую очередь это VPN и анонимайзеры. Как они будут отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок? Это невозможно определить.>> — Дмитрий Мариничев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете
Советник президента по интернету Герман Клименко объяснил «Ленте.ру», что документ не подразумевает полную блокировку анонимайзеров и VPN.
<<Хороший вопрос заключается в том, будет ли данный закон эффективен, так как большинство сервисов, оказывающих такие услуги, находятся за пределами России.>> — Герман Клименко, советник президента по вопросам развития интернета
В «Яндексе» возложение обязанностей на поисковые системы назвали избыточным. Представитель компании в разговоре с vc.ru подчеркнула, что ограничение доступа к сайтам должно осуществляться не на уровне поисковиков.
<<В целом мы достаточно настороженно относимся к законопроектам о блокировках. Текущая практика показывает, что присутствующие на данный момент в них формулировки требуют скорее уточнений, чем новых категорий.>> — пресс-служба «Яндекса»
В компании также обратили внимание, что в текущей версии законопроект использует «крайне широкие формулировки». Из-за этого невозможно оценить, к кому именно будут применяться его требования, подчеркнули в «Яндексе».
Вопросы у представителей интернет-отрасли вызывают и другие формулировки. В частности, в законопроекта говорится, что «запрещается обеспечивать использование» VPN-сервисов, анонимайзеров и прокси-серверов для получения доступа к заблокированным сайтам.
<<Что такое «запрещается обеспечивать использование»? Это и не техническая, и не юридическая конструкция. Требование, очевидно, исполнятся не будет.>> — Карен Казарян, главный аналитик РАЭК